8 шагов принятия (и понимания) проблемы

Как принять и понять любую проблему

Нижеприведённая техника является эффективным инструментом, дающим возможность найти ответы на весьма важные вопросы: «как принять проблему?», «как понять суть проблемы?» Принятие и понимание проблемы является первичным этапом, с которого стоит начинать работу над многими задачами.

Данная техника может использоваться и специалистами в оказании психологических услуг, и обычными людьми в качестве средства психологической самопомощи. Она применима к любым неприятностям. Особое значение в жизни каждого человека имеют проблемные случаи, которым свойственно повторяться в том или ином виде: бывает одна и та же неприятная ситуация, которая повторяется в разных видах и в разных контекстах, но суть её одна. Подобное свидетельствует о нерешённости некой важной задачи в жизни человека. Принятие и понимание будет способствовать её решению.

Техника принятия (и понимания) проблемы

1. Описать неприятность

Начальным этапом принятия и понимания проблемы является простое объективное описание неприятности. Отбросьте всю субъективную часть описания (свои суждения, оценки и мнение о произошедшем), оставив только факт того, что есть на самом деле. Иногда это удобно сделать, взглянув временно на ситуацию со стороны нейтрального наблюдателя, который полностью в курсе произошедшего, но эмоционально абсолютно спокоен, поскольку является незаинтересованной стороной, а лишь просто отстранённо наблюдает за происходящем. При этом постарайтесь раскрыть всю суть случившегося, объяснив внятно и толково с самого начала, как будто рассказываете тому, кто с подобным происшествием ещё не сталкивался, и поэтому не может домыслить и додумать, чтобы выстроить у себя в голове полную картину, если вы пропустите некий момент.

2. Непосредственное принятие проблемы

Вышеописанную объективную данность нужно просто принять. Как принять проблему? С одной стороны, это достаточно просто, а с другой – может оказаться сложновато. Главное здесь осознать следующее: поскольку неприятность уже случилась, она есть – объективная данность, и она не исчезнет сама по себе, если вы будете закрывать на неё глаза и отворачиваться ("прятать голову в песок", как говорится). А вот если примете, это будет началом решения проблемной ситуации. Нужно сказать себе: "Я принимаю произошедшее, хоть это мне и неприятно. Но случившееся, уже есть, и будет, пока я не приму". Данную фразу желательно повторить себе несколько раз до того момента, пока не угаснет внутреннее возмущение от неприятной ситуации (пусть даже не полностью угаснет, но внутренне необходимо ощутить принятие).

3. Понять, что проблема дана не "за что-то", а "для чего-то"

После непосредственного принятия проблемы, следующим шагом будет начало понимания проблемы. Здесь следует посмотреть на ситуацию с иной стороны, отказавшись от роли Жертвы (подробнее – см. описание драматического треугольника Карпмана), т. е. игнорируя внутренние попытки пожаловаться на случившееся. Началом понимая сути произошедшего будет осознание следующей мысли: неприятность произошла с вами не "за что-то" (в качестве наказания), а была дана вам "для чего-то" (как дар, который в общем случае является стимулом к развитию). Нужно сказать себе: "Я осознаю, что неприятность мне была дана не в наказание за что-то, а для чего-то очень важного, чтобы я что-то усвоил, узнал, сделал, изменил и т. д." В простейшем случае нужно лишь допустить мысль, что неприятность дана для чего-то, а в продвинутом варианте фразу стоит повторять, пока не появится мысль (пусть даже нечёткая и неопределённая) о том, какой это может быть "дар", ради которого реализовалось неприятное событие.

4. Отказ от поиска виноватого

Важным моментом, который на первый взгляд может показаться не связанным с пониманием и принятием проблемы, является отказ от поиска виноватого. Во-первых, стоит ли тратить время и энергию на обвинения себя или других, если от этого проблемная задача всё равно останется нерешённой? Во-вторых, прибывание в чувстве вины – это прибывание на очень низком уровне сознания, где неприятностям не свойственно решаться. И, в-третьих (самое главное), есть просто явления этого мира и происходящие в нём события, а люди навешивают на них ярлыки – придают значения неозначенным событиям и явлениям, пытаясь найти виноватого. Нужно сказать себе: "Я не виноват(а) в произошедшем, как и другие люди (даже если они очень враждебны мне), поскольку произошедшее является уроком, который мне необходимо усвоить, а значит все участники неприятной ситуации – просто актёры (статисты), исполнявшие свои роли в реализации урока для моего же блага".

5. Минимизировать неприятность и её последствия

Другим важным моментом, который на первый взгляд также может показаться не связанным с пониманием и принятием проблемы, является минимизация неприятной ситуации. В простейшем случае необходимо определить хотя бы первых три действия, которые стоит предпринять в ближайшее время (начиная прямо сейчас), чтобы выйти из неприятности и/или смягчить её последствия. В продвинутом варианте нужно разработать детальный план выхода из неприятной ситуации и/или план смягчения последствий. Это нужно, чтобы долго не оставаться в негативных состояниях (на низших уровнях сознания) в связи с произошедшим, где весьма затруднительно решать проблемные задачи.

6. Понять проблему (определить урок)

Разобравшись с тем, как принять проблему, и сделав это, настало время извлечь урок из произошедшего. Возможно, у вас уже появились мысли для чего было дана неприятность, а если нет, задумайтесь: если бы за некоторое время до наступления неприятности (за время достаточное, чтобы всё изменить), вы были бы осведомлены о грядущем, что тогда вы сделали бы по-иному или, наоборот, не сделали бы? Если несколько вариантов ответа, запишите их все и потом выберите главный, расставив всё по иерархии важности.

7. Выявить пользу

Во всём происходящем можно найти плюсы, любая ситуация имеет некую позитивную сторону. Задумайтесь: что хорошего произошло в результате случившейся неприятности, что положительного она принесла? Возможно, вы что-то переосмыслили, изменили свою жизнедеятельность, открыли нечто важно и полезное, перестали заниматься ненужным и т. п.

8. Определить смысл произошедшего

Последним и самым важным шагом принятия и понимания проблемы является определение смысла или глубинной сути случившегося. Как понять суть проблемы? Можно сделать, например, следующее. Вспомните, как вы бывали в театре (или в кинотеатре). Представьте на некоторое время будто вы – режиссёр и одновременно сценарист спектакля (или фильма) и находитесь на генеральной репетиции показа: наблюдаете за своим творением, которое разворачивается на сцене (экране), находясь в зрительном зале на некотором возвышении над сценой (или центром экрана). А показывают там именно ту неприятную ситуацию, которая приключилась. Понаблюдайте за происходящим со стороны, в том числе, и за главным героем (за собой) внутри той ситуации, временно ощутив себя подлинным режиссёром и сценаристом разворачивающегося действия. А теперь, как режиссёр и сценарист ответьте: какой смысл вы заложили в ту ситуацию для её главного героя (которым являетесь вы)? Что вы хотели донести до главного героя, какую идею, мысль? Ради чего придумали такую проблемную задачу?

Выводы

Описанная техника, широко применяемая в рамках используемой психологической системы, является мощным практическим инструментом для проработки различных проблемных случаев, поэтому не стоит ограничиваться её разовым применением. Регулярная работа над собой будет способствовать продвижению к успешной, счастливой и осмысленной жизни.

Если же самостоятельно не слишком хорошо удаётся продвижение к желаемым результатам, можно воспользоваться квалифицированной помощью психолога. Данная помощь поспособствует более эффективной проработке задачи с применением ряда специальных психотехнологий.

Форма отправки вопроса

Я даю согласие на обработку моих персональных данных (прочитать соглашение) *
* обязательное поле
Статус вопроса

Вопрос психологу был успешно отправлен.