Высокое качество по средней цене психолога
Выше указанные цены услуг психолога являются в настоящее время средней стоимостью психологических услуг, в чём вы можете самостоятельно убедиться, просмотрев Интернет, а вот качество (эффективность) предлагаемой вам психологической помощи существенно выше среднего уровня. Поясним это далее.
Существующий в настоящее время рынок психологических услуг представлен большим количеством специалистов и множеством различных направлений помощи. По этой причине цены психологов варьируется в достаточно широком диапазоне. В связи с обозначенным у большинства людей (особенно, кто первый раз столкнулся с подобным) возникает резонный вопрос: "Как выбрать себе подходящего по качеству и цене психолога?" Ответ каждый ищет сам, поскольку каждый случай индивидуален. Иногда можно прислушаться к рекомендациям знакомых, которые уже обращались за помощью, иногда самостоятельно изучить информацию о специалистах, предварительно с ними пообщаться (если есть такая возможность) и выбрать.
На самом деле выбор стоимости услуг психолога аналогичен выбору почти любого товара или услуги. Можно провести аналогию, например, с покупкой автомобиля. Какой бы по стоимости автомобиль вы ни купили, на любом сможете отправиться в путешествие к желаемому месту (цели). А всё дальнейшее после начала путешествия будет зависеть от качества автомобиля, как средства достижения цели. Путешествие предстоит дальнее (а если бы оно было близким, вы самостоятельно без автомобиля уже давно добрались бы до цели). На среднестатистическом по цене автомобиле или на том, который дороже среднего уровня, скорее всего, вы быстро и с комфортом доберётесь до желаемой цели, а на недорогом – медленнее и с меньшими удобствами. При этом вероятность вообще добраться до цели будет выше в первом случае, а во втором – если качество автомобиля окажется недостаточным, можете вовсе не добраться до желаемого места, остановившись где-то в пути, и разочаровавшись сразу во всех автомобилях. Однако следует учитывать: самый дорогой – не всегда самый лучший, поскольку цена может быть велика просто из-за раскрученности бренда, например.
Продолжая аналогию (о цене услуг психологов, как о ценах на транспортные средства достижения целей), следует отметить ещё два момента. Первый: не каждый человек захочет покупать автомобиль, рассчитывая самостоятельно построить средство передвижения к желаемой цели. Вполне возможно, что кто-то сможет соорудить своё собственное транспортное средство, пригодное для путешествий, но для его создания потребуются соответствующие знания, умения, навыки и материалы, а на их приобретение (обретение), в свою очередь, потребуются время и денежные ресурсы. К тому же, с первого раза и без опыта редко удаётся построить что-то пригодное, а лишь в результате череды проб и ошибок. Возможно, получится вовсе и не автомобиль, а некоторый велосипед собственного изобретения. Поэтому каждый делает свой выбор: самостоятельно сооружать транспортного средство или купить готовое, в цене которого уже заложены все денежные ресурсы и время, которые потребуются в процессе самостоятельного изобретения. И второй момент: автомобиль (или его подобие в виде какого-то колёсного средства) не является единственным возможным средством перемещения к цели. Развитие науки, движимое новыми идеями и передовыми изобретениями, однажды привело к возникновению воздушных транспортных средств, способных перемещаться в заданную точку по менее извилистому маршруту, не обращая внимание на рельеф, по которому вынуждены двигаться наземные транспортные средства, объезжая водные преграды, горные массивы и т. п. Как вы понимаете, это значительно сокращает путь и время на него.
Аналогичным образом обстоят дела и в сфере психологической помощи: некоторые направления благодаря инновационным передовым достижением могут позволить вам достаточно быстро оказаться у желаемой цели. Это подобно перемещению на вертолёте по прямой линии (если исключить из внимания набор и снижение высоты) из текущей точки А в желаемую точку Б, минуя длинный путь на колёсном транспортном средстве по неровному рельефу. Воспользоваться указанной возможностью или нет – тоже личный выбор каждого. Именно такой способ – эффективное и краткосрочное содействие в продвижении к желаемому – вам предлагается на данном сайте по средней цене приёма психолога.
Однако, выбор хорошего профессионала – лишь половина успеха на пути к желаемому. Вторая половина успеха зависит от вас самих. Психологи – не волшебники, исполняющие желания и гарантирующие решение проблемы или достижение цели на 100 %. Поэтому даже если вам предоставили вертолёт (снова возвращаемся к выше рассмотренной аналогии), чтобы переместиться к желаемой цели, управлять (пилотировать) данным вертолётом будете вы сами, поскольку лишь вы можете быть пилотом изменений в собственной жизни.
Факторы, влияющие на стоимость психолога
Стоимость консультаций психологов зависит от многих факторов: образование, опыт работы, периодические повышения квалификации, известность, различные накладные расходы и т. д.
Образование – первый главный фактор. Образование является фундаментом, на котором строится деятельность профессионального психолога, поэтому важно качество данного образования, и не имеет значения первое это образование, второе или третье. Не все люди в школьные годы определяют для себя единственное занятие, которым они будут заниматься всю жизнь, и с этим знанием поступают в ВУЗы. В студенческие или последующие годы зачастую люди только начинают открывать для себя многие интересные и увлекательные виды деятельности, которые могут оказаться очень далеки от профессиональной сферы первого образования. И если в связи с этим они решают осваивать что-то новое, выбор последующей специальности гораздо более осознанный, со стремлением заниматься делом, которое нравится.
Периодические повышения квалификации – другой важный фактор, определяющий стоимость психолога. Жизнь двигается вперёд, наука постоянно развивается, знания накапливаются и обновляются, позволяя строить новые теории и методы работы. Причём интенсивность данного процесса весьма высока. Если не идти в ногу со временем, однажды полученные знания с каждым годом теряют свою эффективность по сравнению с передним краем науки, а специалисты с такими устаревшими знаниями – становятся всё менее конкурентоспособными. И это понимает любой хороший профессионал, заботящийся о качестве (эффективности) своей помощи. Существует множество форм повышения квалификации, где профессионалы учатся, обмениваются знаниями и опытом: курсы, семинары, супервизии, тренинги, конференции и т. п. Прохождение многих подобных мероприятий подтверждается удостоверениями, сертификатами и прочими свидетельствами.
Опыт – следующий значимый фактор стоимости психологов. Обладать знаниями и уметь их эффективно применять – разные вещи. Именно опыт работы позволяет выпускнику ВУЗа стать со временем настоящим профессионалом своего дела – мастером и искусником, умело "жонглирующим" методами и техниками работы в оказании эффективной психологической помощи для содействия решению задач любой сложности.
Известность – фактор, существенно влияющий на цену психолога. Одно дело, когда специалист известен благодаря качеству своей помощи, за что довольные клиенты рекомендуют его своим друзьям и знакомым. И другое дело, когда известность обеспечивается широкой рекламой. Реклама, несомненно, нужна, чтобы заявить о себе на рынке, но чрезмерное её количество требует много времени и денежных трат от специалиста, а значит компенсация этих расходов (времени и денег) будет включена в стоимость консультаций психолога.
Различные накладные расходы – второстепенный фактор, однако и он может оказать существенное влияние на цену психологов. Если речь идёт об отдельном частном специалисте, то обычно накладные расходы связаны с арендой помещений (кабинетов) для проведения консультаций, а также с затратами (в том числе времени) на дорогу к месту проведения очной встречи. Поэтому стоимость очных приёмов часто бывает выше цен онлайн консультаций. Если же речь идёт о специалисте, работающем в крупной частной организации, то к накладным расходам, связанным с арендой (или платой за содержание) помещений, добавляются траты на обслуживающий персонал и прочие расходы, что в значительной степени может сказаться на стоимости приёма психолога.
Чем определяется цена психолога
В первую очередь, цена психолога определяется простым экономическим законом спроса и предложения: услуга стоит столько, за сколько продавец (исполнитель) готов её оказать и за сколько покупатель (клиент) готов её купить. То есть, когда цена устраивает обе стороны (конкретного продавца и конкретного покупателя), то это и есть стоимость услуги (в данное время и в данном месте). Подтверждение данных слов вы легко найдёте сами, обнаружив широкий разброс цен психологов. И даже нижний предел стоимости, ниже которого оказывать услугу станет невыгодно, каждый продавец определяет для себя сам в зависимости от того, сколько своих ресурсов (времени и денег) он вложил. Но если взять среднестатистическое значение, оно находится примерно на уровне 2000–3000 рублей за часовой сеанс.
Во вторую очередь, цена психологов определяется смыслом, который они вкладывают в свою деятельность. Соответственно, ими движет некоторая мотивация. Если рассмотреть данный вопрос подробнее, то за основу можно взять теорию рабочей мотивации В. И. Герчикова. Немного модифицировав её, получим следующие типы мотивации.
- Люмпенизированный (избегательный) тип. Работник характеризуется очень слабой мотивацией к эффективной деятельности. Он обладает низкой квалификацией (и отсутствует желание её повышать), избегает любой ответственности, стремясь минимизировать усилия до уровня, допустимого со стороны непосредственного начальника, от которого очень зависим. Работник согласен на достаточно низкую зарплату, при условии её равенства с другими.
- Инструментальный тип. Профессиональная деятельность рассматривается лишь с единственной точки зрения – как источник материальных благ.
- Статусный тип. Работа производится в основном за статус или должность, обретаемые в процессе данной профессиональной деятельности. Размер оплаты труда уходит на задний план, но всё же имеет весомое значение.
- Профессиональный тип. В работе интересен сам процесс деятельности, её содержание, возможность проявить себя в нетиповых задачах.
- Хозяйский тип. Специалист добровольно берёт на себя ответственность за выполняемую работу и осуществляет её с максимальной отдачей, получая удовольствие от деятельности. Он достаточно суверенен и считает, что может прекрасно выполнять свою работу без дополнительных указаний и контроля.
- Патриотический тип. Специалист является патриотом своего дела – "живёт" этим делом, чтобы быть успешным в нём. Готов брать на себя дополнительную ответственность в важном деле, результаты которого будут многим полезны и нужны.
Для частных специалистов первый тип мотивации в принципе не характерен, поэтому его сразу пропускаем. Находясь, на втором и третьем уровне мотивации, специалист будет наращивать свою популярность и известность различными способами. Соответственно, стоимость консультаций психолога будет постоянно стремиться вверх. Ориентация лишь на деньги и статус часто приводит человека к синдрому профессионального выгорания (усталости от работы), так как в своей деятельности он видит обычную и неинтересную (скучную, рутинную) работу. С четвёртого уровня мотивации начинается деятельность, ориентированная в большей степени на качество результата, чем на стоимость. С точки зрения профессионала работа предстаёт интересным и увлекательным процессом, направленным на распутывание загадок человеческой психики и возвращение индивида в нормальное состояние, часто дополняемое переводом на более высокий уровень развития. С четвёртого уровня мотивации уже можно говорить об оптимальном соотношении качества и цены психолога. Дополняя свой интерес к работе важностью (смыслом) помощи людям, такой специалист сделает свои психологические услуги по возможности доступными большому кругу людей. Здесь под термином "доступность" понимаются не только доступные цены, но и доступность – как способность людей воспользоваться помощью, а также доступность в смысле простого доступа к услугам, например, с помощью соответствующего сайта психолога. Но всё это вовсе не значит, что цены будут очень низкими, поскольку:
- во-первых, сам специалист должен на что-то жить;
- во-вторых, следует придерживаться баланса "давать – брать" (что является неким подобием закона сохранения энергии), чтобы помощь в продвижении к благополучию имела достойное вознаграждение;
- в-третьих, если цены несущественны для покупателей, то обычно покупатели видят малую ценность и значимость для себя в получаемой помощи (так уж устроен обычный человек, полагая: "Если дёшево, значит ерунда"), то есть клиент изначально будет настроен на то, что не достигнет желаемую цель.
Таким образом, цена услуг психолога, обладающего 4–6 уровнем мотивации, разместится на некотором оптимальном уровне ("золотой середине"), и, помогая людям, он будет находить в этом что-то полезное и интересное для себя, получая удовольствие от достижений клиентов.
Многим может показаться, что помощь психологов по ценам, запрашиваемым ими – это роскошь. Но так ли это? Во сколько вы оцениваете своё благополучие: успешность в любых делах, ощущение счастья практически в каждый момент времени, наполненную смыслами жизнь? Сегодня лишь малое количество людей могут назвать себя благополучными. И те из них, кто обрёл благополучие с помощью соответствующего специалиста, не посчитали, видимо, это роскошью для себя. Как говорится (если снова вернуться к аналогии из начала данной статьи): "Автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения".