Эффективная помощь психолога

Комплексный подход к реализации психологической помощи
Человек представляет собой сложную систему. Каждая отдельная проблема или цель человека, являясь частью этой системы, сама по себе (по фрактальному принципу) представляет систему, для полноценного изменения которой необходим системный подход. Используемый комплексный многоуровневый подход в оказании психологической помощи способен обеспечить требуемую системность. Это достигается благодаря использованию адекватных моделей отражения реальности, на основе которых по фрактально-модульному принципу строится гибкая система качественной помощи психолога.
+
универсальных инструментальных методик
+
комплексных модулей работы
+
уровней проработки
взаимодополняющих пути продвижения к результату

Характеристики психологической помощи

Что вы получаете с помощью психолога
Психологическая помощь, которой каждый способен воспользоваться, даёт возможность получить результаты, включающие не только желаемые вами изменения, но и общий рост вашего благополучия (успешности в деятельности, счастья и осмысленности в жизни):
Доступно
Реализовать желаемые изменения вполне по способностям каждому, кто готов к переменам. Это достаточно несложно и интересно, если по‑настоящему желаемо.

Результат
Результат проявится, если вы будете работать над собой. Услуги направлены как на реализацию запроса, так и на общее развитие, способствующее росту общего уровня благополучия.
Польза
С помощью психолога вам предоставляется не только возможность стать способным к достижению желаемого, но и возможность обрести то, что нужно на самом деле.
Почему эффективна психологическая помощь
Эффективность психологической помощи обеспечивается благодаря комплексному подходу к анализу систем и явлений, основанному на универсальной фрактальной трёхмерной модели. Данная модель позволяет в достаточно полной мере выявлять особенности существования, функционирования и развития различных систем и явлений, обеспечивая многосторонний охват решаемых задач, за счёт учёта следующих аспектов:
Движущие силы
Психологическая помощь принимает во внимание внутренние и внешние факторы, задающие изменения, и находит то, что способно приводить в движение и поддерживать его.
Структура
Помощь психолога основывается на анализе внутреннего устройства системы и выясняет, каким образом можно оптимизировать состав элементов, связи между ними и с внешним окружением.
Назначение
Психологическая помощь учитывает назначения (функции) систем и явлений с целью определения их возможных направлений изменения и осуществления развития.
Поддержанию эффективности и качества психологической помощи способствуют определённые принципы, среди которых:
Моделирование
результата.
Корректируемая целеустремлённость.
  • Многостороннее определение и проверка цели намечаемой работы.
  • Корректировка движения на подлинный результат, который необходим.
Оптимальность направления работы.
Универсальность и модульность.
  • Выбор оптимального направления движения в соответствии с конкретным запросом.
  • Гибкое построение индивидуальных программ работы.
Двойная готовность.
Вертикальная и горизонтальная системность.
  • Формирование готовности на изменение и на новую жизнь после изменения.
  • Многомерная системная проработка изменений.

Что вам даёт помощь психолога

Психологическая помощь, которой способен воспользоваться каждый

Осуществить желаемые в своей жизни изменения, воспользовавшись предлагаемой психологической помощью, вполне по способностям каждому, кто готов к этому. Меняться достаточно несложно, интересно и не требует сверхъестественных усилий, если действительно есть намерение преобразовать свою жизнь к лучшему.

Всё это возможно благодаря качественным услугам психолога, созданным в рамках психологической системы, основанной на адекватной и строгой методологии (теоретической базе), позволяющей строить эффективные алгоритмизированные техники реализации изменений. Таким образом становится возможным говорить простым языком о сложном и довести лучшие передовые достижения современности до каждого человека в виде эффективной психологической помощи.

Помощь психолога, дающая результат

Приложив определённые усилия в работе над собой, можно получить соответствующие результаты, которые проявятся в вашем развитии и росте над собой, независимо от того, с каким запросом (решение проблемы, достижение цели и т. п.) обратились вы за помощью к психологу. Таким образом, прорабатывая свой конкретный локальный запрос, вы одновременно развиваетесь, т. е. повышаете уровень сознания. А поскольку уровень сознания определяет степень общего благополучия во всей жизнедеятельности в целом, любое обращение к хорошему психологу способствует повышению жизненного благополучия: уровня счастья, осмысленности, а также успешности во взаимоотношениях, работе, материальном благополучии, здоровье и т. д.

И это всё логично. Ведь для чего ещё существуют трудности и препятствия? Явно не для того, чтобы смотреть на них и ужасаться, а чтобы решать и справляться с ними, развивая себя и поднимаясь на качественно новые уровни жизнедеятельности. Преодоление трудностей и развитие – две стороны одного и того же, поскольку справиться с любым препятствием возможно лишь на более высокой ступени развития (на более высоком уровне сознания), по сравнению со ступенью, где возникло затруднение. Таким образом, для устранения какого-либо препятствия необходимо приложить определённые усилия в работе над собой, чтобы актуализировать и раскрыть свои внутренние возможности и потенциал.

Из выше сказанного вытекает следующий вывод: если хотите быть способными преодолевать возникающие трудности и достигать желаемые цели, периодически занимайтесь собственным развитием (повышением уровня сознания), что можно делать как самостоятельно, так и с помощью хорошего психолога. Это подобно тому, как многие следят за своим физическим телом, периодически занимаясь в спортзалах, где прикладывают усилия для преодоления препятствий в виде физических нагрузок, повышая степень развития своего физического тела.

Польза и ценность помощи психолога

Предлагаемая на сайте психолога помощь совместно с вашей работой над собой (в направлении желаемых изменений) позволит получить результат, включающий в себя не только ценную для вас составляющую – возможность стать способным к достижению желаемого (решение проблемы, достижение цели и т. п.), но и полезную составляющую – шанс получить то, что необходимо на самом деле.

Польза и ценность помощи психолога по-настоящему осознаётся, если обратить внимание на следующее: обычно люди не знают, чего они хотят, и не готовы к изменениям, ведь если бы они знали и были готовы, то уже давно обрели желаемое. Данную мысль высказывали многие, например, Пэт Мак-Лэган: "Успех приходит к тем, кто готов к изменениям", Джон Гриндер: "Большинство людей не знают, чего они хотят, но зато точно знают, что то, что они имеют, – это вовсе не то, чего они хотят". О подобном должен знать любой хороший психолог, чтобы в совместной работе с клиентом добраться до истинного  источника проблемы, мешающего обрести желаемое. Именно такую психологическую помощь, способствующую определению подлинного источника неприятности и его проработке, вы можете найти на данном сайте, осуществив запись к психологу.

Чтобы пояснить выше сказанное о пользе и ценности, рассмотрим следующую модель эволюции (развития) любой неприятности:

Периоды развития проблемы, используемые для построения психологической помощи

Рис. 1. Модель эволюции (развития) проблемы.

1). Симптом – поверхностный пласт неприятности, её внешнее проявление, сигнал о ней. Обычно именно он тревожит человека, и именно по поводу него происходит обращение за помощью к психологу. В качестве примера симптома рассмотрим некоторую хроническую боль. Естественно, обладающий болью думает: боль – есть та самая неприятность, после устранения которой всё наладится. Человек совсем не подозревает, что боль является всего лишь одним из проявлений (отражений) истинного источника неприятности, как правило, скрытым от осознания, так как находится очень глубоко и старательно прикрывается такими же неосознаваемыми психологическими защитами.

2). Любой симптом не возникает просто так из ниоткуда. У него есть причина – синдром, который в общем случае можно охарактеризовать, как комплекс связанных между собой признаков, объединённых единым механизмом возникновения и развития рассматриваемого явления. В нашем примере синдромом вполне может быть некоторая болезнь, являющаяся причиной хронической боли. Говоря метафорой, синдром является пожаром, а симптом – сработавшая пожарная сигнализация, и поэтому если устранить симптом (выключить пожарную сигнализацию), синдром (пожар) всё равно останется. Так и в рассматриваемом примере: если у клиента снять боль, болезнь (причина боли) всё равно останется.

Таким образом, получив психологическую помощь лишь на первом уровне проблемы (устранив симптом), конечно, клиент начнёт чувствовать себя лучше, но позже симптом может вернуться или вместо него возникнет другой (например, в рассматриваемом случае вместо хронической боли появится бессонница), поскольку на более глубоком пласте осталась без изменений причина – синдром. И любой хороший психолог вслед за симптомом должен проработать синдром.

3). Синдром, в свою очередь, тоже не появляется сам собою. Он имеет определённую предпосылку – нечто, из-за чего возник. Как правило, предпосылки формируются в ранние периоды жизни (например, в детстве), являясь результатом неверного восприятия действительности, чему часто способствуют окружающие. Обычно предпосылки бывают в виде: ограничивающих и ослабляющих убеждений, критических ситуаций, решений (принятых на основе убеждений и критических ситуаций). И если синдром (болезнь) человек ещё может самостоятельно определить в качестве причины симптома (хронической боли), то найти самостоятельно предпосылку синдрома почти невозможно без соответствующей помощи психолога.

Предпосылкой в рассматриваемом примере вполне могло быть следующее решение, принятое в младенчестве: "внимание окружающих к себе можно привлечь, если заболеть". Данному решению, например, могла способствовать ранее произошедшая ситуация (некое заболевание), когда ребёнок прекрасно видел, как вокруг него все бегают и уделяют большое внимание, если он заболел, а когда здоров – то обделён должным вниманием и заботой. Такой акцент на внимании у ребёнка мог быть, например, из-за имеющегося убеждения о том, что он вообще в данном мире обделён вниманием. Хороший психолог прекрасно знает, что дети иначе воспринимают мир, они склонны к большим обобщениям, поэтому то, что взрослый воспринимает, как мелочь, для ребёнка может иметь огромное значение. Подобное восприятие происходит у ребёнка бессознательно, а потом со временем забывается и обрастает рационализацией, поэтому во взрослом периоде этот человек уже наверняка придумает рациональное объяснение своей болезни, например: "мне приходится слишком много работать и работа очень напряжённая". Но на бессознательном плане он будет в болезнях искать внимание к себе.

Таким образом, качественная психологическая помощь требует проработки как видимых проявлений неприятности (симптома вместе с синдромом) на первой и второй ступени, так и скрытой причины их (предпосылки) на более глубоком уровне – третьем. Если устранить лишь симптом и синдром (в нашем примере – это хроническая боль и соответствующая болезнь), оставшаяся без изменений предпосылка, скорее всего, со временем снова вызовет этот же или иной синдром (болезнь, в которой человек снова будет искать внимание к себе – для рассматриваемого примера).

4). Помощь психолога на выше указанных трёх ступенях проблемы будет весьма хорошей работой, которая даст клиенту долгожданное глубинное удовлетворение, способствующее естественному и гармоничному преображению его жизни. На этом можно было бы даже закончить, но вся эта история окажется незавершённой, если клиент не поймёт её смысл – урок, скрывающийся за всем этим. Смысл (урок) – то, для чего появилась неприятность. И этот смысл, являющийся самым глубинным (четвёртым) пластом проблемы, обязательно должен быть, ведь не случайно неприятность проходит длительный путь эволюции, набирая "плотность" от своего замысла до симптомов. Последние (в виде болей, неудач, провалов и прочих трудностей) являются самыми действенными способами "достучаться" до человека, посредством которых проблема заставляет обратить на себя внимание.

Из сказанного вытекает первое, требующее осознания, – общим смыслом любой неприятности (как уже было отмечено выше) является развитие, поскольку, преодолевая препятствие, индивид совершает определённый шаг в своём развитии (росте уровня сознания). И второе, нуждающееся в осознании, – необходимо конкретизировать общий смысл неприятности, выявив, чему научиться, что именно понять и сделать. Это самый главный и завершающий момент во всей данной истории с обратным проходом по уровням эволюции проблемы, без которого проблемная ситуация останется неисчерпанной. Если с помощью хорошего психолога не проработать смысловой (четвёртый) пласт проблемы, то после устранения предпосылок, синдрома и симптома (на первых трёх ступенях) неприятность через некоторое время снова может проявиться неким иным образом. Предпосылки, синдромы и симптомы являются всего лишь "исполнительными механизмами" с разными степенями "плотности", посредством которых источник неприятности, находящийся на четвёртом уровне, пытается "достучаться" до человека.

В рассматриваемом примере (с хронической болью, болезнью и предпосылками, связанными со вниманием) уроком, осознаваемым с помощью психолога, могло быть, например, понимание следующего: "не стоит искать внимания окружающих к собственной персоне, чтобы ощутить себя значимым в жизни, поскольку эта значимость не во вне, а внутри меня с самого рождения, и давно ждёт раскрытия". В целом рассмотренный пример иллюстрирует процесс эволюции неприятности от её первичного замысла до психосоматического заболевания.

Описанный процесс эволюции проблемы хорошо иллюстрируется моделью пирамиды (см. рис. 1). Источник, являющийся вершиной пирамиды, имеет в своём распоряжении некоторое множество предпосылок, через которые может начать реализовываться. Каждая предпосылка, в свою очередь, может осуществиться через один из нескольких связанных с нею синдромов. И каждый синдром может включить один из некоторых своих симптомов. В результате, получается нарастающая структура (наподобие пирамиды) при удалении от источника проблемы. Отсюда становится понятно, почему эффективная помощь хорошего психолога должна заключаться в комплексной проработке всех пластов проблемы – если что-то оставить на любом уровне, из этого может "вырасти" нечто новое (как сорняк).

В результате, можно подытожить. Любая проблема (в общем случае) представляет собой некоторую систему, для полноценного преобразования которой требуется системный многоуровневый подход со стороны специалиста. За каждой неприятностью стоит определённый смысл (урок), который при правильном понимании становится мощным ресурсом развития, способствующим росту уровня общего благополучия личности.

Эффективность помощи психолога

Эффективности помощи психолога способствует комплексный подход к анализу систем и явлений различного уровня сложности, позволяющий в достаточно полной мере учитывать их особенности. Это даёт возможность на основе построенных адекватных моделей данных систем и явлений (например, семейной системы) формировать соответствующие программы (модули) качественной психологической помощи. Подход основан на универсальной фрактальной трёхмерной модели, принимающей во внимание следующие аспекты.

  1. Движущие силы.
  2. Структура.
  3. Назначение.

1). Движущие силы представляют собой внутренние и внешние факторы, способствующие изменениям (движению по пути эволюции или регресса). Помощь психолога, учитывающая данные факторы, позволяет выявлять: что способствует движению в нужном направлении.

2). Каждая система обладает некоторой структурой (внутренним устройством) – набором элементов с разнообразными связями между собой и с внешним окружением. Полход, принимающий это во внимание, даёт возможность понять, каким образом стоит оптимизировать состав элементов и их внутренние и внешние связи.

3). Каждая система и любой её внутренний элемент имеют некоторое назначение (функцию, смысл). Исходя из этого, можно установить зачем элемент в системе и зачем сама система существует, являя собой нечто большее (качественно иной уровень), чем простую сумму своих элементов.

Принципы психологической помощи

Чтобы эффективность психологической помощи поддерживалась на необходимом уровне, услуги осуществляются в соответствии со следующими принципами.

1). Моделирование результата. Перед началом любой работы целесообразно определить её цель, причём ту, которая позволит получить действительно полезный результат. Важность этого определяется тем, что (как уже выше отмечалось) обычно люди: А) не знают, чего хотят; Б) не готовы к переменам.

Одним из подтверждений утверждения А является техника "Пяти почему". Её формальное создание относят японскому изобретателю Сакити Тоёда. Техника впоследствии использовалась в компании Toyota в ходе эволюции их методологий производства. В оригинале, техника предназначена для поиска первопричины проблемы путём повторения вопроса "почему?" Каждый последующий вопрос задаётся к ответу на предыдущий. Количество "5" подобрано эмпирически и считается достаточным для нахождения решения типичных задач и проблемных ситуаций. Применительно к области психологической помощи, в зависимости от того, что хочется получить или от чего избавиться, вопрос "почему?" иногда целесообразнее заменить на "зачем?" или "для чего?", а повторение вопроса делать до тех пор, пока на него находятся ответы. Техника полезна во многих случаях, и позволяет без помощи психолога проверить, какое более глубокое (более близкое к первопричине) стремление скрывается под поверхностным желанием. Данная техника является всего лишь примером существования неосознаваемых первопричин у желаний человека, а не единственным исчерпывающим критерием, по которому хороший психолог определяет, что нужно клиенту на самом деле.

Таким образом, в начале работы возникает необходимость в:

  • многостороннем определении (моделировании) и проверке цели намечаемой работы, что успешно осуществляется принципом моделирования результата;
  • создании готовности на изменение (см. принцип 5).

2). Корректируемая целеустремлённость. Даже когда в ходе реализации 1-го принципа не получится сразу выйти на подлинную полезную цель, принцип корректируемой целеустремлённости, осуществляемый в ходе реализации услуг, будет способствовать "автоматической" подстройке движения на необходимую траекторию.

3). Оптимальность направления работы. В зависимости от конкретного запроса (есть ли представление о том, к чему хочется прийти, или есть лишь понимание – от чего хочется уйти; одна цель или несколько) осуществление данного принципа позволяет выбирать оптимальное направление психологической помощи.

4). Универсальность и модульность. Принцип обеспечивает гибкое построение (из имеющегося множества универсальных техник) индивидуальных программ (модулей) работы для каждого клиента.

5). Двойная готовность. Достижение желаемыхрезультатов, в первую очередь, требует соответствующей готовности на изменение. В противном случае психологическая помощь окажется бесполезной, даже если имеется огромное желание измениться. Также следует понимать: достигнуть чего-то вовсе не значит обладать этим. Если удалось измениться, но отсутствует готовность на новую жизнь, с большой вероятностью произойдёт откат преобразования. Таким образом, во вторую очередь, обязательно нужна готовность на новую жизнь. Отсутствие первой или второй готовности, например, может быть связано с некоторыми неосознаваемыми (или слабо осознаваемыми) вторичными выгодами, которые пропадут, при достижении желаемого. Принцип двойной готовности даёт возможность сформировать указанные готовности, повышая качество услуг.

6). Вертикальная и горизонтальная системность. Принцип решения задач, подразумевающий проработку от поверхностного пласта задачи до глубинного (вертикальная системность) и многостороннюю проработку на каждом пласте (горизонтальная системность). Это обеспечивает комплексную проработку, способствуя высокому качеству психологической помощи.

Форма отправки вопроса

Я даю согласие на обработку моих персональных данных (прочитать соглашение) *
* обязательное поле
Статус вопроса

Вопрос психологу был успешно отправлен.