Язык цвета: трактовка и значение цветов в психологии
Задумывались ли вы о том, какую роль играют в нашей жизни различные цвета и какого их значение?
Язык цвета может о многом рассказать, а понять его совсем не сложно. Цветовое окружение и цветовые предпочтения являются отражением внутреннего мира индивида, по ним можно определить настроение и эмоциональное состояние. Знания в области психологии цвета способны помочь в понимании как других людей, так и себя самого.
Энергию цвета люди используют в различных областях, например, в психологии, психотерапии, маркетинге, менеджменте. Психологи применяют цветовые тесты для диагностики эмоционального состояния клиентов, психотерапевты, используя язык цветов в работе с клиентами, контролируют эффективность проработки проблем или продвижения к намеченным целям, маркетологи с его помощью создают атмосферу, стимулирующую продажи, менеджеры располагают к себе и удерживают внимание окружающих.
Но и в повседневной жизни каждого человека применение знаний о значении цветов может оказаться полезным. С помощью верно подобранной цветовой гаммы можно создать уютную атмосферу у себя дома: в спальне будет приятно отдыхать, в гостиной весело проводить время с семьёй и друзьями, а в столовой ни у кого не возникнет проблем с аппетитом. Люди, разбирающиеся в психологии цвета, знают в каких оттенках оформить вечеринку или праздник, чтобы это способствовало более радостному, интересному и комфортному отдыху.
Но основная цель изучения языка цветов – это стремление научиться лучше понимать человека, ведь цветовые оттенки, на которые ориентируется индивид, являются проекцией определённых аспектов его внутреннего мира. Выбор какой-либо цветовой гаммы указывает на наличие тех или иных особенностей эмоционального состояния. Об этом человек обычно даже не подозревает, поскольку это находится на бессознательном уровне. Наблюдается и обратная связь: например, какой-то цвет способен расслабить, а другой, наоборот, вызовет бессонницу; в один магазин мы заходим и покупаем что-либо, даже если изначально не планировали покупку, а в другом – даже нужную вещь покупать не хочется.
Однако стоит учитывать и то, что не все люди воспринимают цвета одинаково, и соответственно трактовка и символика могут иметь некоторые вариации. Существуют различные факторы, влияющие на цветовосприятие, например, жизненный опыт, мировосприятие, стереотипы, возраст и прочие индивидуальные особенности. Для получения целостного представления стоит ориентироваться на общую картину цветовых предпочтений (с выявлением в ней преобладающих оттенков), а отдельные цветовые акценты подскажут определённые особенности общей картины.
Что означают цвета в психологии
Существуют разные трактовки, разъясняющие, что означают цвета в психологии, но я приведу ту, которая лучшим образом, по моему мнению, отражает внутренний мир личности, и на которую я ориентируюсь в оказании психологических услуг. Данная трактовка очень близка к трактовке в цветовом тесте Люшера.
Белый – свобода, пространство, спонтанность. Белая комната будет казаться больше, светлее. Белый лист бумаги подразумевает (символизирует) свободу действий, на нём можно изобразить что угодно, создавая свою неповторимую историю, свой мир. Это хорошо коррелирует с физической природой белого света: из курса физики известно, что белый свет – это совокупность всех оттенков видимого спектра, т. е. белый предоставляет свободу выбора из всего, что есть во всём пространстве возможностей.
Красный – воля, динамичность, страсть, сексуальность, гнев. Значение цвета, ассоциирующееся с гневом, например, связано с тем, что сильно разгневанный человек обычно краснеет. Красный, как правило, привлекает внимание, а также может выражать и разжигать сексуальное желание. Оттенки красного часто выбирают люди, желающие находиться в центре внимания, а также волевые и уверенные в себе личности.
Розовый – романтизм, нежность. Фразу "смотреть на мир сквозь розовые очки" можно трактовать, как жизнь без агрессии и негативизма, не обращая внимание на плохое. С давних времён считается, что розовый цвет может снижать агрессивность и успокаивать эмоции. Например, его могут использовать в интерьерах детских учебных заведений. Родители часто окружают своих дочерей розовыми одеждами и игрушками, тем самым стараясь проявить нежность своих чувств. А мужчины часто дарят своим возлюбленным розовые букеты, создающие атмосферу романтики.
Жёлтый – самораспространение (трансценденция вширь), экспансия, общение, позитив, оптимизм. Значение цвета в психологии также часто ассоциируют с ощущением счастья, называя жёлтый самым счастливым цветом спектра. Жёлтый также считается самым заметным оттенком в спектре. Если человек чаще других выбирает жёлтый, то, скорее всего, он ощущает радость, в его душе царит гармония, он излучает положительную энергию, заряжая своим хорошим настроением окружающих. Жёлтый акцент может подойти, например, для создания уютной атмосферы дома в осенне-зимний период: когда на улице темно и холодно многие ощущают необходимость в получении дополнительных порций позитивных эмоций.
Золотистый (цвет солнца) – оттенок жёлтого, который символизирует духовность, космические смыслы (рассмотрение чего-либо с точки зрения космического бытия).
Оранжевый – жизнелюбие, радость жизни. Считается, что оранжевый активизирует работу мозга и стимулирует к творчеству. Этот оттенок любят маркетологи, часто используют в рекламных компаниях и упаковках товаров, ведь он просто не может остаться незамеченным! Также считается, что оранжевый цвет способствует укреплению иммунитета. Однако, стоит тщательно контролировать его количество в окружающей обстановке, поскольку в большом количестве он способен перевозбудить нервную систему. Как и жёлтый, оранжевый акцент может подарить дополнительную порцию позитива в холодные осенне-зимние месяцы.
Зелёный – самореализация (самоактуализация), реализация своего внутреннего потенциала и возможностей. Значение цвета в психологии также символизирует уверенность в себе, целеустремлённость, настойчивость в реализации задуманного, человек обычно знает, что хочет от жизни.
Синий – спокойствие, безмятежность, удовлетворённость. Синий акцент очень любят маркетологи для оформления рекламных материалов, и чтобы расположить к себе клиентов, создав доброжелательную атмосферу. Например, вспомните цветовые оформления некоторых популярных соцсетей и мессенджеров, куда люди идут за порцией положительных эмоций и общением.
Голубой – спокойствие, наслаждение жизнью, лёгкость бытия. Чтобы лучше понять и ощутить, что означает цвет в психологии, и почему он символизирует выше названное, посмотрите, например, на голубое небо или море и, задержав взгляд, полюбуйтесь. Но стоит отметить: голубой и синий относятся к холодным оттенкам. Если где-то они отлично вписываются, то где-то будут и не очень уместны – например, в кулинарии (синее блюдо скорее вызовет недоверие и снизит аппетит).
Серебристый (цвет луны) – символ земных смыслов (рассмотрение чего-либо с точки зрения земного бытия).
Фиолетовый – идеализм. Но стоит обращать внимание на оттенки: тёмно-фиолетовый символизирует депрессию.
Серый – спрятаться, скрыться, раствориться в толпе, не выделяться, быть как все (быть "серой мышью"), также может указывать на конформизм. Преобладание серого обычно указывает на отсутствие порывов к переменам, на желание оставаться в привычной обстановке и не выходить из зоны комфорта, на стремление следовать типовым решениям.
Коричневый – усталость, упадок сил, болезнь. И хотя оттенки коричневого нередко используются, например, в одежде, мебели или брендинге организаций, работающих с землёй, песком или глиной (это своего рода ассоциация), согласно психологии цвета он всё же не относится к приятным и позитивным.
Чёрный – страх, негативизм. Несмотря на широкое распространение чёрного в повседневной жизни (одежда, автомобили, мебель, электронные устройства и т. д.) и его трактовку в некоторых источниках, как благородного (солидного) цвета, преобладание чёрного в окружении вовсе не является положительным. Чтобы лучше понять и ощутить, что означает цвет в психологии, точно так же, как и оттенки коричневого и серого, подумайте, какого было бы жить в мире, наполненном лишь чёрным, коричневым и серым (природа, дома, предметы, еда и т. д.): вызывал бы такой мир позитив, радость или ощущение благородства?
Выше приведена общая символика, но и она может многое подсказать, позволяя "читать между строк". В трактовке значений цветов в психологии есть свои нюансы и тонкости: если в одном контексте цвет означает одно, то в другом его значение может быть иным. Стоит обязательно учитывать этот факт, а также индивидуальные особенности личности. Кроме того, как уже раннее отмечалось, оценивать необходимо целостную картину со всеми составляющими её оттенками, а не отдельные фрагменты картины.