Ассертивность. Развитие ассертивного поведения и общения.

«До тех пор, пока человек зависит от мнения других и от событий внешнего мира, он крайне уязвим и непременно несчастлив»
(Андре Моруа).

Понятие ассертивности

Термин "ассертивность", достаточно часто используемый в психологии, происходит от английского слова "assert", которое означает "утверждать", "заявлять", "отстаивать". В первом приближении понятие ассертивности можно раскрыть следующим определением: ассертивность – независимость человека от внешних условий, создаваемых окружающим обществом (мнений, оценок и отношений окружающих), что даёт возможность ему самостоятельно выстраивать свои взаимоотношения и поведение (а в более общем плане – жизнь в целом) и при этом не конфронтировать с другими, а находиться в гармонии с ними. Таким образом, ассертивный человек находится в согласии с собой и окружающими.

Как правило, в повседневной жизни проявления ассертивного поведения и общения встречаются довольно редко. Гораздо чаще люди придерживаются стилей взаимодействий, которые не соответствуют понятию ассертивности, и которые в трансакционном (транзактном) анализе представлены, так называемым, треугольником Карпмана. Согласно данному треугольнику, существуют следующие роли, обычно занимаемые людьми в различных ситуациях при взаимодействии друг с другом, т. е. в той или иной психологической игре.

  • Роль "Жертва". Характеризуется чрезмерной пассивностью и нежеланием брать на себя ответственность за себя и свою жизнь. В результате, ответственность перекладывается на Преследователя и Спасителя, поскольку источник любой своей неприятности Жертва видит в каком-либо Преследователе и считает, что должен найтись Спаситель, который избавит от Преследователя и от соответствующей неприятности. Можно сказать, что данная характеристика является первым антиопределением ассертивного человека.
  • Роль "Преследователь (агрессор)". Характеризуется чрезмерной агрессией и тем же нежеланием принимать собственную ответственность за себя и жизнь. Преследователь перекладывает ответственность на Жертву, так как причины своих неприятностей он видит в ком-либо другом – в Жертве, направляя на неё свой "праведный" гнев, полагая, что она, несомненно, заслужила это. Такую модель поведения можно назвать вторым антиопределением ассертивности.
  • Роль "Спаситель". Характеризуется чрезмерным стремлением помогать другим, со скрытым (на заднем плане) стремлением не заниматься собой и отложить решение своих собственных проблем. Это то же самое (только скрытое), нежелание принимать ответственность за себя и свою жизнь, что является очередным противопоставлением ассертивному поведению.

Одна и та же персона может играть разные роли как в различных ситуациях с различными людьми, так и в одной и той же игре, переключаясь между ролями. Например, Жертва может стать Спасителем, а Спаситель, увлёкшись борьбой с агрессором, превратиться в Преследователя или (как чаще бывает) вместо благодарности от бывшего угнетаемого оказаться под напором его упрёков и недовольства, став Жертвой. Эти роли обычно играются неосознанно и в них любят играть, поскольку каждая из них имеет свои скрытые цели (вторичные выгоды) на бессознательном уровне. Одной из главных таких вторичных выгод является уже обозначенное нежелание брать ответственность за себя и свою жизнь, чтобы не заниматься саморазвитием, ростом над собой и самостоятельным решением своих проблем, причиной которых сам человек и является (ведь в одной и той же ситуации кто-то может застрять, а кто-то – найти полезные возможности и успешно пройти дальше, следовательно, причины неприятностей находятся внутри индивида, а не во вне).

В стратегическом плане (то есть в конечном итоге) каждая из ролей треугольника окажется невыгодной для игрока (например, перекладывание своей ответственности на кого-либо является отказом вести полноценную жизнь). Выходом из данного положения (из игр, разворачивающихся в треугольнике) может являться принятие принципиально иного направления взаимоотношений – ассертивного стиля. Ассертивный человек может легко выходить из ненужных и бесполезных игр внутри треугольника, в которые его постоянно втягивают окружающие.

Чтобы лучше раскрыть понятие ассертивности, рассмотрим два момента.

Первую составляющую ассертивного стиля взаимодействия можно пояснить с помощью такого понятия, как управленческая решётка Блейка и Моутон, существующего в психологии, социологии и менеджменте. Это концепция методов управления взаимодействиями внутри группы людей, способствующая определению наиболее эффективных направлений и техник взаимодействия. Концепция стала общеизвестной благодаря американским специалистам в сфере управления персоналом Робертом Блейком и Джейн Моутон, графически представивших её в виде матрицы (решётки) методов управления. Согласно данной матрице наиболее эффективным взаимодействием между индивидами является стиль, когда максимально ориентируются на одновременный учёт интересов двух взаимодействующих сторон – полноценное сотрудничество.

Вторую составляющую ассертивного стиля взаимодействия можно пояснить с помощью такого понятия, как пристройка, заимствованного психологией из театральной сферы. Пристройка проявляется в несловесном предъявлении своей персоны партнёру по взаимодействию. Пристройка является некой адаптацией (приспособлением) к ситуации взаимодействия. К партнёру можно пристраиваться "сверху" (довлеть над ним), что будет выражаться в принятии на себя роли "начальника", "учителя" и т. д. Это может проявляться в высказывании замечаний, осуждений, советов и т. п. Пристройка "снизу" выражается в принятии роли "подчинённого", "ученика" и т. д. Может проявляться, как покорность, нежелание причинять партнёру любые неудобства и т. п. Пристройка "на равных" означает восприятие партнёра равным себе во всех аспектах, уважение партнёра и учёт его прав и свобод одновременно со своими.

Таким образом, если выстраивать взаимоотношения с кем-либо на основе сотрудничества (максимально ориентироваться на одновременный учёт своих интересов и его) с пристройкой к нему "на равных", получится ассертивный стиль взаимодействия. Иначе говоря, ассертивность – спокойное, уверенное (без агрессии), отстаивание своих прав, свобод и интересов без ущемления прав, свобод и интересов других, ориентируясь на принцип: "я ничего не должен другому, точно так же, как и другой ничего не должен мне, то есть мы являемся партнёрами в любом вопросе".

Статистические данные показывают: ассертивные личности гораздо чаще достигают успеха в различных сферах жизни (подробнее см. ниже), следовательно развитие ассертивного поведения и общения является достаточно важной задачей. Для её решения в рамках используемой психологической системы был разработан соответствующий комплексный подход к развитию ассертивного стиля взаимодействия. Среди многих прочих предлагаемых психологических услуг Вы можете воспользоваться указанным подходом, выполнив запись к психологу – психотерапевту.

Для чего нужно ассертивное поведение и общение

Ассертивность имеет достаточно важное значение в жизни, поскольку является одним из важных факторов, способствующих успешной жизни. Все мы живём в обществе, поэтому эффективные взаимоотношения с членами данного общества будут содействовать эффективной жизнедеятельности – успеху на работе (в карьере, в бизнесе), в материальном благополучии, в любви и семейных отношениях (сфера деятельности семейного психолога – психотерапевта), а также в любой другой сфере, где хоть в какой-то степени присутствуют межличностные взаимоотношения. Таким образом, ассертивность имеет достаточно обширную область проявления.

Это приобретает особенную актуальность в современном мире, переживающем кризис в различных сферах. Подобное будет актуально и в ближайшем будущем после кризиса, поскольку Мир уже никогда не будет прежним. Поэтому, важно адаптироваться к новым условиям, изменив себя и став ассертивным человеком, чтобы спокойно и уверенно прийти к благополучной жизни: успешной, счастливой и наполненной смыслами.

Это понимает любой хороший психолог и психотерапевт, который, в связи с этим, как правило, имеет в своём арсенале соответствующие методики и приёмы развития навыков ассертивности, реализуемые посредством качественной психологической помощи. Подобную помощь и я предлагаю своим клиентам по средней цене психолога – психотерапевта, существующей в настоящее время в сфере психологических услуг.

Подход к развитию ассертивности

В связи с вышеизложенным, развитию ассертивного стиля взаимодействия стоит уделить должное внимание. И с первого взгляда кажется, что в решении данного вопроса всё просто и понятно: если решил стать ассертивным человеком, надо пройти тренинг ассертивности. В настоящее время Вы можете найти в интернете множество предложений на прохождение подобных тренингов, а также описаний некоторых отдельных упражнений и техник ассертивности, правил и принципов ассертивности и т. д. Но, во‑первых, вспомните: часто ли Вы следуете правилам, советам и рекомендациям, которые получили или где-то прочитали? Вы их постоянно держите в голове и каждое действие совершаете с их учётом? И, во‑вторых, использование различных приёмов и техник ассертивности будет подобно тому, как, решив заняться каким-либо спортом, Вы сразу начали тренироваться с нагрузками и по нормативам, соответствующих званию "мастер спорта", или как будто после школы Вы поступили в университет сразу на четвёртый или пятый курс, по завершении которого пишется диплом или диссертация. В итоге подобного, конечно, чему-то можно научиться и какой-то результат будет, но для более эффективного развития ассертивности целесообразно сначала проделать определённую работу внутри себя, а потом уже заниматься тренингами ассертивности (если необходимость в них ещё останется). Ведь не зря же профессиональные психологи и психотерапевты говорят, что источники всех неприятностей находятся внутри человека, поэтому, чтобы изменить нечто во вне, сначала нужно изменить соответствующее внутри. А если этот момент опустить, то представьте, например, что будет чувствовать внутри и как внешне выглядеть человек, пытающийся применить изученные техники ассертивности на практике, отстаивая свои права, если внутри он глубоко застенчив или боится испортить мнение окружающих о своей персоне.

Для проведения обозначенной работы над собой можно использовать следующий комплексный подход к развитию ассертивного стиля взаимоотношений.

1). Проработать то, что способствовало формированию и содействует поддержанию нынешней неспособности к ассертивному поведению и общению.

1.1. Поменять систему убеждений (многие из которых сформировались в далёком детстве и поэтому явно требуют обновлений), приняв базовые убеждения (права) ассертивного человека. Психологами выделяются следующие главные права ассертивной личности:

  • обрести успешную жизнь,
  • быть независимым и быть самим собой, не подстраиваясь под окружающих (под их отношение и мнение к себе),
  • выражать своё мнение и в любой момент изменить его,
  • быть выслушанным и принятым всерьёз,
  • просить других о чём-то,
  • получать то, за что платишь,
  • говорить:
    – "да" или (особенно важно) "нет",
    – "не понимаю", "не знаю" и. т. п. (вместо того, чтобы без вопросов со всем соглашаться при отсутствии чёткого понимания чего-либо),
    – "мне не интересно", "мне всё равно" и т. п.,
  • совершать ошибки и нести за них ответственность,
  • принимать в различных вопросах нелогичные решения.

1.2. Изменить представления о себе (некоторые из которых были навязаны окружающими и даже не поставлены под вопрос "а так ли это?"). Формирование необходимых представлений, содействующих развитию ассертивной личности, достигается благодаря обретению:

  • нормальной (адекватной) самооценки – представлений о ценности, важности и значимости своих качеств, деятельности и личности в целом,
  • способностей, обеспечивающих принятие, одобрение и поддержку себя.

1.3. Переключить неассертивные стили жизнедеятельности (пассивного, агрессивного, манипулятивного и их комбинаций) на ассертивный стиль, который будет обеспечивать эффективное взаимодействие: например, проявление умений:

  • разграничивать ответственность, чтобы не принимать на себя чужую;
  • прямо выражать свои чувства и мысли по отношению к чему-либо или кому-либо (например, "не нравится" или "ощущаю сомнение") без необходимости обоснования.

2). Развить практические способности к реализации ассертивного стиля взаимодействия, т. е. научиться ассертивно жить. Это даст возможность достигнуть желаемые результаты и обрести то, что каждому положено по праву – благополучие.

2.1. Научиться следовать базовым условиям ассертивного поведения и общения:

  • принимать ответственность за свою манеру поведения (каждый несёт ответственность за свои действия и не имеет права осуждать и винить окружающих за их реакцию на эти действия);
  • обладать самоуважением и проявлять уважение к другим (самоуважение является достаточно важным, ведь только после его обретения можно получить уважение от кого-либо из окружения);
  • эффективно общаться (использовать модель общения, построенную на честности, открытости и прямоте, но в определённых границах – без эмоционального расстройства собеседника);
  • проявлять уверенность и позитив (на основе самоуважения, осознания своих профессиональных качеств и позитивной жизненной позиции);
  • внимательно слушать (чтобы понимать чужие точки зрения и находить в них совпадения с собственной точкой зрения, способные привести к консенсусу);
  • быть нацеленным на достижение компромисса (уметь видеть и реализовывать различные пути выхода из проблемных ситуаций, которые устроят все заинтересованные стороны).

2.2. Развить способность видеть в неприятных (проблемных) ситуациях полезные возможности для роста над собой и совершенствования. Такое умение весьма важно для ассертивного человека.

2.3. Научиться достигать желаемые результаты:

  • правильно ставить цели, которые действительно нужны и полезны для ассертивной личности;
  • создавать необходимые условия, мотивацию и готовность для достижения целей.

3). Развить навыки ассертивности.

3.1. Освоить алгоритмы (методы) выхода из трудных ситуаций, например:

  • противостояние эмоциональному шантажу (взаимодействие с "токсичными вымогателями"),
  • уклонение от предложений, в которых почувствовали что-то неладное,
  • подготовка и осуществление ассертивных взаимодействий.

3.2. Выучить техники вербальных взаимодействий – техники ассертивного общения, среди которых:

  • ассертивно просить с целью получения желаемого, а также говорить "Нет" и отказывать совершенно ненужному для Вас,
  • выражать пассивную (без принятия на себя лишних обязательств) поддержку собеседнику,
  • уклоняться от внешнего давления, сохраняя свою позицию.

3.3. Научиться приёмам ассертивного поведения, например, таким как:

  • уверенно выглядеть,
  • влиять на ситуацию, направляя взаимодействие,
  • автоматизировать свои навыки ассертивности.

Реализовывать описанный подход к формированию ассертивного поведения и стиля взаимоотношений следует с соответствующей помощью профессионального психолога или психотерапевта – специалиста, владеющего профессиональными методиками осуществления изменений.

Форма отправки вопроса

Я даю согласие на обработку моих персональных данных (прочитать соглашение) *
* обязательное поле
Статус вопроса

Ваш вопрос психологу был успешно отправлен.