Треугольник Карпмана в психологии: роли, механика игры

Игры внутри треугольника Карпмана

Общаясь с людьми в повседневной жизни, мы часто сталкиваемся с манипуляциями и манипулируем сами – с друзьями, приятелями, коллегами, соседями и даже с самыми близкими людьми мы часто играем в игры.

Термин "игра" в отношении общения ввёл Эрик Берн, основатель транзактного анализа. Так он назвал общение людей, которое основывается на каких-то скрытых сообщениях, посланиях (Берн называл это скрытыми транзакциями). В игре участники обычно имеют в виду не то, что говорят, манипулируют и часто сами попадают на чужие уловки. В итоге такого общения каждый получает определённый выигрыш – возможность испытать сильные эмоции, внимание и подтверждение правильности своей точки зрения и мировосприятия.

Транзактный анализ выделяет огромное количество игр, но их объединяет одно – в них всегда есть три роли: Жертва, Преследователь (Агрессор), Спасатель. Такая структура называется треугольником Карпмана в психологии. Она также именуется ещё как драматический (дисфункциональный / психологический) треугольником Карпмана. Структура активно используется для анализа межличностных взаимодействий и поиска методов повышения эффективности данных взаимодействий, поскольку в стратегическом плане (в долгосрочной перспективе) ни одна из трёх ролей не является выгодной для её обладателя.

В связи с вышесказанным весьма важной задачей является задача разработки способов выхода из треугольника Карпмана, в том числе и путём развития ассертивности. Определённые моменты, способствующие решению данной задачи, можно найти в материале статьи "Как выйти из треугольника Карпмана", а также в других статьях блога психолога на данном сайте, однако наиболее действенным вариантом построения новых эффективных взаимодействий и улучшения существующих является вариант работы над собой с помощью психолога.

Что представляет собой треугольник Карпмана?

Треугольником Карпмана в психологии именуют структуру взаимодействий между индивидами, когда есть три условных игрока: Жертва, Спасатель и Преследователь (Агрессор, Тиран). Данную модель также ещё обозначают, как дисфункциональный, психологический или драматический треугольник Карпмана, поскольку игроки действительно сталкиваются с драмой и трагедией, с необычайно сильными эмоциями, страстями и поворотами сюжета, достойными знаменитых сериалов.

Выделил эту модель Стивен Карпман, проанализировав игры или ловушки, описанные Эриком Берном.

Жертва

Позицию Жертвы занимает человек, снимающий с себя ответственность за свои действия и собственную жизнь. Жертве характерны: ощущение беспомощности, ожидание, что кто-то придёт и спасёт от несправедливости, источающей Агрессором (его место может занимать как человек, так и определённые события и явления – кризис, глобальное потепление, невидимая рука рынка и т. п.).

Жертва обычно не просит напрямую о помощи. Её просьба звучит скорее как невинная жалоба или протяжный загадочный стон "эээх". Она часто не сообщает, какой именно помощи ожидает.

Обычно Жертва оказывается неспособна даже принять помощь – на десяток предложенных способов решить проблему, спустя часы разговора она по-прежнему может ответить: "Да, но ..." Жертве её ситуация кажется совершенно неразрешимой, и в игре она будет стремиться уверить окружающих и себя в этом. Какой смысл в этом для Жертвы? Выигрыш в виде внимания и заботы со стороны Спасателя, укрепление своей точки зрения о том, что виновником происходящего является кто-то другой (Агрессор, окружающий мир и т. п.) и значит на нём вся ответственность, в том числе и за её собственную жизнь.

Преследователь

Следующая роль – Преследователь (Притеснитель, Агрессор, Тиран).

Этот игрок манипулирует другими, поучает их, не прощает окружающим их ошибок, постоянно критикует. Агрессор обычно считает, что другие живут неправильно, неправильно ведут дела, неумело общаются, и вообще все кругом идиоты.

И хотя Тиран может выглядеть очень грозной фигурой, ему обязательно нужна Жертва, ведь его власть и достоинство строятся только на ощущении превосходства над другим. Поэтому, играя свою роль в треугольнике Карпмана, Преследователь стремится ощутить власть, превосходство над окружающими, ощутить себя достойным чего-то. При этом, как и Жертва, Агрессор сбрасывает на других свою ответственность, направляя на них свой "праведный" гнев, поскольку лишь в них видит виновников своей текущей ситуации и текущего положения дел.

Стоит отметить: позицию Агрессора может занимать как грозный крупный мужчина, так и хрупкая старая бабуля, держащая всю семью в ежовых рукавицах, выкованных из чувства вины.

Спасатель

Если есть Жертва и Преследователь, то должен быть ещё и тот, кто встанет между ними – Спасатель. Казалось бы, эта роль бескорыстна и благородна (с благородным стремлением помочь), кажется именно Спасатель должен разрешить конфликт Жертвы и Агрессора. Однако, всё не так просто, как представляется на первый взгляд. Спасатель стремится получить свои выгоды, преследует свои интересы, поэтому вовсе не намерен выходить из игры и помогать другим найти выход из драматического треугольника Карпмана.

Выгода, которую получает Спасатель, – ощущение силы, важности, нужности. Спасатель думает примерно так: “Если ко мне обращаются за помощью, значит я способный и умный. Если мне под силу решить чужие проблемы, с которыми другие не справились, я всесильный, нужный, важный.” Подобным спасатель тешит своё Эго.

Кроме того, позиция Спасателя даёт возможность ускользнуть от решения своих собственных проблем. Спасение других – хорошая отговорка для себя, чтобы не заниматься своей жизнью и переложить ответственность за это на кого-то другого, ведь спасая окружающих, не остаётся времени на собственное спасение (работу над собой) для изменения и улучшения собственной жизни.

Спасатель обычно вступает в игру, услышав жалобный голос Жертвы: "Только ты можешь мне помочь". Иногда даже и голоса не нужно, ведь Спасатель полагает, что сам лучше знает, когда другой нуждается в помощи. В народе подобное поведение нередко называют "причинение добра".

А теперь задумаемся: если Спасателю нужно постоянно чувствовать себя значимым, разве выгодно ему на самом деле помогать Жертве? Нет, Спасателю выгодно, чтобы к нему возвращались вновь за помощью, поэтому его "помощь" лишь внешне будет выглядеть, как благородное намерение, а на самом деле она будет направлена на то, чтобы Жертва осталась в драматическом треугольнике Карпмана, и возвращалась к нему за помощью раз за разом (ведь каждый игрок при этом будет получать свою выгоду: первый – ощущение нужности, второй – возможность снять с себя ответственность).

Важно, чтобы подобную позицию Спасателя не принимали на себя люди помогающих профессий, ведь тогда они не будут стремиться действительно помочь и полностью избавить человека от беспокоящей его неприятности.

Как выбираются роли в треугольнике Карпмана?

Индивид не занимает постоянно одну определённую роль, он способен (осознанно или нет) менять позиции в психологическом треугольнике Карпмана множество раз даже в течение одной игры. При этом игра может длиться хоть час, хоть всю жизнь.

Как и почему происходят смены позиций? Для начала рассмотрим наглядный пример того, как человек в одной и той же игре может жонглировать сразу тремя ролями.

Возьмём, например, семью, где муж – алкоголик. Жена, принимая на себя роль Спасателя, постоянно пытается сделать так, чтобы муж распрощался с пагубной привычкой: водит по врачам, уговаривает бросить пить и т. п. Когда же она звонит маме или своим подругам, жалуясь на мужа, то уже занимает позицию Жертвы. В беседах с мужем такая жена нередко играет и роль Агрессора – устраивает скандалы, высказывает претензии, поучает и т. д.

Только лишь на одном данном примере видно, как внутри одних отношений можно поочередно занимать все три роли, причём много раз за день. Но какую бы позицию игрок ни занял в психологическом треугольнике Карпмана, везде его будут преследовать боль, страх, злость, беспомощность и прочие негативные ощущения, поскольку внутри треугольника невозможно испытать чувства и состояния высших уровней сознания (любовь, гармония и т. п.), чтобы почувствовать подлинное счастье, удовольствие и радость от жизни.

У каждого есть излюбленные роли. В соответствии с ними выстраивается вся жизнедеятельность: выбирается профессия, соответствующий супруг и т. д.

Выбор позиции в драматическом треугольнике Карпмана зависит от базовой метапозиции – установок (убеждений) человека, определяющих как он относится к самому себе, к другим и к окружающему миру. Метапозиции обычно задаются родительскими предписаниями в детстве каждого индивида. Исходя из них, ребёнок строит свой жизненный сценарий, в раннем детстве принимает решения, как он будет жить. В транзактном анализе обычно выделяют четыре варианта метапозиции.

1). Первая метапозиция – самая удачная и, увы, самая редкая, звучит как "Я в порядке, ты в порядке". Таким детям родители давали предписания (установки), которые обобщённо можно свести к условному тезису "живи и радуйся", т. е. родители смогли показать ребёнку, что он желаем и принят в этом мире, мир безопасен, жизнь – не испытание, а место полное возможностей, где стоит жить и радоваться, быть счастливым.

Можно сказать, вырастая, такие дети обычно "обречены на успех". Им не интересны различные психологические игры, в том числе внутри треугольника Карпмана, – попросту потому, что в них не нуждаются, предпочитая тратить время на более полезные и нужные занятия.

2). Вторая метапозиция – "Я в порядке, ты не в порядке". Она формируется, когда ребёнку дают (осознанно или нет) предписания (установки), которые обобщённо можно свести к условному тезису "ты выше, лучше других, не сближайся с ними". Чтобы выполнить родительское предписание "не сближаться", малыш настраивается на игнорирование и подавление собственных чувств – ребёнок стремиться не ощущать ни радости близости, ни горечи разлуки.

Вырастая, такие люди, как правило, любят принимать на себя роль Преследователя, стремясь научить жизни всех окружающих. У них достаточно высокая самооценка, но она не имеет ничего общего со здоровой (адекватной) самооценкой личности, поскольку возвышать и уважать себя они могут лишь за счёт унижения окружающих.

3). Третья метапозиция – "Я не в порядке, ты в порядке". Эта позиция соответствует роли Жертвы. В детстве таким людям родители давали предписания (установки), которые обобщённо можно свести к условному тезису "не будь" (здоровым, любимым, успешным, желанным). Конечно, подобное часто делается неосознанно, и родители даже не подозревают, что передают детям своими, казалось бы, совершенно обычными поступками и высказываниями.

Например, когда ребёнок обделён вниманием, но с избытком получает его, заболев, то малыш усваивает: для того, чтобы получить родительскую заботу, нужно заболеть. А поскольку главное желание детей – быть желанными, то они соглашаются платить любую цену за родительскую любовь, пусть даже речь и идёт об их здоровье, радости, успехе.

Такой человек обычно верит, что не достоин радостной жизни и самостоятельно не добьётся счастья. Он убеждён, что сделать его счастливым может только другой человек, поэтому с радостью вверяет ответственность за свою жизнь другому.

4). Четвертая метапозиция – "Я не в порядке, другие не в порядке". Данная позиция соответствует Спасателю. Все его убеждения, скрывающиеся на глубинном уровне, обобщённо можно свести к следующему тезису: "я и другие слабы, ничтожны, глупы, бессильны". С подобными установками совсем сложно стать благополучным.

Чтобы избежать ощущений тоски, бессилия и прочих негативных эмоций, Спасатель выбирает убедить всех и себя, что хотя бы он – в порядке. В результате он выстраивает свою жизнь так, чтобы рядом всегда были те, на чьём фоне можно возвыситься. Он окружает себя теми, кого можно спасать и поучать.

Выход из игр

Поскольку драматический треугольник Карпмана в психологии относится к неэффективным моделям взаимодействия между людьми, полезно знать возможные способы выхода из него. О данных способах читайте в статье – "Как выйти из треугольника Карпмана".

Форма отправки вопроса

Я даю согласие на обработку моих персональных данных (прочитать соглашение) *
* обязательное поле
Статус вопроса

Вопрос психологу был успешно отправлен.