Я-концепция и самооценка личности. Как повысить самооценку.

Значение Я-концепции для индивида

Понятие "Я-концепции" (one’s self-concept) появилось примерно в XIX–XX веках, но большого влияния на общество и психологию тогда не оказало. Лишь спустя 40 лет, понятие начали активно использовать в отечественной психологии и за рубежом. Я-концепция – обобщённое понятие, используемое для обозначения того, что индивид думает о себе, как воспринимает самого себя, отвечая на вопрос "Кто я такой?". One’s self-concept содержит в качестве составных элементов: самооценку, самовосприятие и поведенческие реакции.

Самооценка – отношение личности к собственной Я-концепции, оценка образа себя, вывод о личной роли в жизни общества и мира. Несложно понять, что представления индивида о самом себе оказывают большое влияние на его жизнь. Когда человек адекватно оценивает собственную значимость и роль (т. е. имеет адекватную модель окружающей реальности и своего места в ней), это помогает ему эффективнее:

  • адаптироваться к окружающим условиям и обстоятельствам;
  • "вписываться" в общество (посредством более ассертивного поведения и общения), налаживая взаимодействие с другими, выстраивая счастливые взаимоотношения в семье и личной жизни, развиваясь в профессиональном плане (осуществляя самореализацию в работе), в плане материального благополучия и т. п.;
  • совершенствоваться, заниматься личностным ростом, самоактуализироваться и реализовывать внутренний потенциал.

Следовательно, задача обретения нормальной Я-концепции и адекватной самооценки личности, представляется весьма актуальной и важной.

Я-концепция: виды, структура, функции

В книгах по психологии Я-концепция личности (one’s self-concept) определяется как система, ориентированная на понимание самого себя. Это знание о своих чувствах, мыслях, предпочтениях, привычках, хобби, навыках, преимуществах, недостатках и т. п.

Образ себя формируется у индивида тогда, когда он взаимодействует с социумом и окружающим его миром. Данное взаимодействие заставляет людей играть разные роли, в результате чего у каждого индивида возникает своё собственное "Я". Анализируя свою значимость и роли, человек начинает создавать личные установки. Я-концепция личности не является чем-то неизменным, т. к. представления людей о своём образе периодически меняются.

Система one’s self-concept имеет определённую структуру. Учёные выделяют следующие части:

  • когнитивную, отвечающую за познание себя;
  • оценочную – отношение к своему образу;
  • поведенческую – поведение, действия, реакции.

Все структурные части взаимосвязаны и представляют общую концепцию, влияющую на самоощущение.

Собственный образ весьма многогранен и имеет сложное строение. Он может являться адекватным и далёким от адекватности, реальным и идеализированным, структурированным и без явной структуры и т. п.

Наиболее известной классификацией образов себя является: "Я реальное" и "Я идеальное". Более подробная классификация выделяет "Я": настоящее, динамическое, фактическое, вероятное, идеализированное.

В жизни людей Я-концепция выполняет следующие три функции.

  1. Первая функция – обеспечение внутренней непротиворечивости и регулировка реакций поведения. Когда новый приобретённый опыт индивида, согласуется с видением собственного образа, опыт принимается без затруднений. Если же опыт конфронтирует с внутренними убеждениями, запускаются механизмы психологической защиты, дающие возможность индивиду логически объяснить негативный опыт или просто не принять его. Благодаря этому, Я-концепция личности остаётся в уравновешенном состоянии, даже в случаях, когда реальный опыт ставит её под угрозу.
  2. Вторая функция – осознание/принятие приобретаемого опыта. Образ себя можно назвать специальным внутренним фильтром, который определяет специфику восприятия индивидом любого явления. Когда явления пропускаются через указанный фильтр, они анализируются и обретают значение ("окраску"), соответствующее собственному образу.
  3. Третья функция – формирование ожиданий. Уверенные в себе люди часто ожидают успех в своих начинаниях и рассчитывают на хорошее отношение к своей персоне со стороны окружающих. Неуверенные личности обычно не склонны к ожиданию успешного исхода дел и к взаимодействию с окружающими "на равных".

Я-концепция личности имеет существенные взаимосвязи с внутренними состояниями, убеждениями, поведением и во многом определяет взаимодействие с окружающим миром в целом. Я-концепция – всеобъемлющая конструкция, играющая важную роль в жизнедеятельности индивида, в том числе, в обретении жизненного благополучия (успеха, счастья, осмысленности). И поскольку она является системой, то требует системного подхода со стороны соответствующего специалиста – хорошего психолога.

Самооценивание – один из основных компонентов one’s self-concept. Данный компонент выражает отношение индивида к образу себя. Адекватное отношение позволяет развивать ассертивные взаимодействия с окружающими, что оказывает влияние на формирование Я-концепции личности. В связи с этим, рассмотрим более подробно оценку своего образа и то, как повысить самооценку.

Самооценка личности: виды, уровни, роль

Самооценка личности в психологии рассматривается как комплекс представлений о собственной важности и оценка значимости своей персоны и деятельности в обществе. Эти представления имеют весьма существенное значение для становления собственного "Я".

Чтобы лучше раскрыть рассматриваемое понятие, обратимся к ещё одному понятию в психологии – самоотношение. Оно, согласно известной формуле У. Джеймса, пропорционально успеху (фактически полученному результату) и обратно пропорционально притязанию (желаемому результату):

Самоотношение = Успех
Притязания

А самооценка человека – есть оценка данного самоотношения. Значит её можно изменить без увеличения успеха и/или уменьшения притязания. Следовательно она позволяет индивиду быть независимым от уровня успеха и притязаний, т. е. она может (а в идеале – должна) перестать быть ограничением и стать ресурсом, на который можно опираться в различных ситуациях.

На самооценивание влияет множество факторов, среди которых:

  • опыт, полученный дома, на учёбе, работе,
  • личные достижения индивида,
  • возраст,
  • роль и статус в социуме,
  • высказывания окружающих, общая реакция общества,
  • средства массовой информации и каноны общества.

Оценка себя не является только лишь абстрактным понятием. Она имеет и физиологическое проявление. Согласно исследованию, проведённому Робертом С. Чавесом и Тоддом Ф. Хизертоном в 2014 г., она взаимосвязана с активностью фронтостриатального контура головного мозга. Фронтостриатальный путь объединяет медиальную префронтальную кору мозга, отвечающую за самопознание, с вентральным стриатумом, управляющим ощущениями мотивации и вознаграждения. Более явно выраженные анатомического типа пути коррелируют с более высокой оценкой себя в долгосрочном плане, а более сильная функциональная связь коррелирует с более высокой кратковременной оценкой.

Самооценка человека обычно разделяется на три вида:

  • Адекватная. Здоровая, рациональная, соответствующая реальности. Адекватная оценка внутреннего потенциала и возможностей способствует грамотной постановке целей и их эффективному достижению. Критическое мышление позволяет хорошо анализировать ситуации и усваивать уроки из ошибок. Люди с адекватным самовосприятием исправляют свои слабые стороны и укрепляют сильные.
  • Неадекватная. Представления о собственных слабостях и силе, несоответствующие реальности. Данный вид делится на заниженную и завышенную самооценку. Из-за неадекватной оценки людям труднее добиваться успеха в различных сферах жизнедеятельности.
  • Смешанная. Без чётко выраженного аттрактора: временами адекватная, временами неадекватная.

Стоит отметить, что личностная оценка может быть различной в разных областях: в профессиональной сфере, во взаимоотношениях с окружающими, в семье и т. д. Она также способна временно отклоняться от среднестатистического значения, например, из-за стресса. Однако если наблюдаются достаточно продолжительные периоды самокритики, отсутствия уверенности или другое подобное, стоит уже задуматься, как поднять самооценку.

Психологи выделяют три уровня в оценивании своего образа:

  • Заниженная самооценка. Люди, обладающие ею, обычно имеют сложности в каждой сфере жизнедеятельности. Они, как правило, занижают свои достоинства и возможности, наполнены комплексами, обидчивы, не умеют принимать критику и похвалу. Чтобы изменить ситуацию и стать более успешными, им стоит задуматься о том, как повысить самооценку.
  • В пределах нормы. В общем, адекватная и нормальная оценка себя – одно и то же. Данный уровень подразумевает восприятие собственного образа и окружения вокруг, соответствующими реальности. Люди с таким восприятием обычно объективны, замечают и анализируют всё, чтобы сделать правильные выводы, нормально воспринимает критические и хвалебные отзывы. Адекватно оценивая своё место в социуме и коллективе, они не позволяют в значительной степени манипулировать своей персоной.
  • Завышенная самооценка. Данный уровень тоже способен часто приводить к проблемным ситуациям. Самовлюблённые персоны склонны к чрезмерной уверенности, игнорированию собственных недостатков и ошибок.

Если образ себя не устраивает, то в подавляющем большинстве случаев речь идёт именно о заниженной самооценке. Она часто проявляются в следующем:

  • страстное желание убеждать, не расстраивать других, нравиться всем (очень распространённое проявление),
  • самокритика и неудовлетворённость,
  • повышенная чувствительность к любой критике,
  • хроническая нерешительность, страх совершить даже малую ошибку,
  • досада по поводу недостижимости идеалов,
  • восприятие временных неудач, как постоянных и недопустимых,
  • практически постоянный враждебный настрой,
  • зависть,
  • пессимизм, всеобщее негативное мировоззрение.

Это неполный список всех возможных проявлений, но и он показывает значимость осуществления работы над собой в плане того, как повысить самооценку.

Важность обладания адекватной/нормальной оценкой можно также понять по следующим основным функциям, которые она выполняет:

  • регуляторная – осуществляет принятие индивидуумом задач и подбор решений (открытость переменам, смелость перед новыми задачами и вызовами);
  • защитная – способствует стабильности/независимости индивида (пропадает нужда что-либо доказывать другим и зависимость от их мнения);
  • развивающая – подталкивает к развитию и совершенствованию (ощущение внутреннего потенциала и возможности подняться на новые качественные уровни жизни, благодаря реализации потенциала);
  • отражающая – показывает истинное отношение индивида к себе, своим поступкам и действиям, а также помогает оценивать адекватность своего поведения;
  • эмоциональная – помогает ощущать удовлетворённость своими качествами и характеристиками (повышение уровня счастья);
  • адаптационная – обеспечивает приспособление к обществу и миру;
  • прогностическая – задаёт активность в начале деятельности (настрой на позитивный исход событий в границах адекватности, основываясь на правильном оценивании своих возможностей);
  • корригирующая – контролирует деятельность (минимизация отклонений от траектории, нацеленной на адекватный позитивный исход);
  • ретроспективная – способствует анализу своих действий после достижения результата (выявление уроков с целью построение в будущем более эффективных путей достижения желаемого);
  • мотивирующая – побуждает к деятельности для получения внутреннего одобрения и внутренних положительных реакций (создание внутренней мотивации);
  • терминальная – прекращение действий, если они вызывают появление самокритики и недовольство собой (защита от самоуничижения, возникновения вины и других негативных эмоций и чувств).

Именно адекватная/нормальная оценка себя (а не завышенная самооценка) помогает обрести необходимую уверенность в своих силах, реально оценивая внутренний потенциал, принять собственную личность со всеми преимуществами и недостатками, перестать неадекватно реагировать на мнение окружающих о себе. Это способствует позитивному мышлению и становлению на путь благополучия.

Как повысить (поднять) самооценку

Поскольку самооценка человека является отношением к собственному образу, то её изменение – это изменение указанного отношения. А собственное отношение вполне можно поменять, было бы желание. Подлинное желание – первый шаг на пути решения любых задач, в том числе в плане того, как поднять самооценку.

В рамках используемой психологической системы для создания адекватной самооценки личности используются три компонента: принятие, благодарность (признательность), благоговение (почитание). Данные чувства (состояния) знакомы многим, но рассмотрим их несколько подробнее.

  1. Принятие. Чувство подобно тому, когда вы внутренне принимаете то, что не совсем вас устраивает. Это должно быть действительно внутреннее принятие, а не просто внешнее декларирование.
  2. Благодарность (признательность). Чувство, когда действительно хочется поблагодарить в ответ на что-то полученное.
  3. Благоговение (почитание). Чувство, которое может возникать, например, при созерцании красивого пейзажа, наслаждении потрясающей музыкой, или при пребывании в храме.

Чтобы правильно интегрировать компоненты, позаботившись об уменьшении влияния внутреннего сопротивления, стоит обратиться за помощью к соответствующему специалисту – записаться на консультацию к психологу.

Обозначенный способ того, как поднять самооценку, является достаточно универсальным и эффективным. Однако для выстраивания более продуктивного взаимодействия с окружающими, которое в большей степени будет способствовать продвижению к благополучной жизни, стоит позаботиться о развитии ассертивности.

Выводы

Самооценка личности влияет практически на все аспекты жизнедеятельности. Следовательно, стоит уделить должное внимание формированию адекватной (нормальной) оценки, чтобы обрести благополучную жизнь, наполненную успехом, счастьем и смыслами.

Форма отправки вопроса

Я даю согласие на обработку моих персональных данных (прочитать соглашение) *
* обязательное поле
Статус вопроса

Вопрос психологу был успешно отправлен.